САМАРСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ПУСТЫННЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь имеет давнюю историю. Его существование тесно связано с заселением местности между Днепром и Доном, которая постоянно кипела жизнью и деятельностью человеческой. Первые славянские поселения возникли здесь, скорее всего, в начале IХ века. После распространения проповеди святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия на принявшей Православие Руси образовывали христиане множество монастырей и других уединенных обителей, устраивали города и укрепления для защиты от внешних врагов, в том числе и на реке Самаре, которая получила название священной, а вода ее стала в народе почитаться святою и целительной. Здесь руководимые чувством благочестия христиане в молитвах к Господу испрашивали у Него всех благ для себя.

В 1223 -1224 годах дикие орды татар разорили поселения на реке Самаре. Около 1282 года здесь вновь появились христиане. Это были смелые и отважные выходцы из черкасских земель, но соседство с татарами отняло у них охоту поселиться в этих местах. И только после освобождения местности от татар князьями литовскими на Самару стали переселяться вольные люди — первые казаки, предки будущего славного украинского казачества. После разорения Тамерланом Азова его христианское население появилось на Самаре и просило у казаков помощи и приюта.

Известно, что в конце ХIV — начале ХV века на Самаре, в чаще дубового непроходимого леса, на обширной уединенной равнине, уже существовала церковь со звонницею, при церкви был устроен шпиталь (богадельня). Враги не оставляли в покое славянскую землю и в один из набегов уничтожили церковь. Пока одни из казаков гнали врагов со своей земли, другие уже усердно работали в Самарских лесах и скоро устроили на месте разрушенной новую деревянную войсковую церквицу со звонницею и шпиталем при ней и выписали из Киева неженатых священников-иеромонахов с богослужебными книгами и церковными принадлежностями.

Положение православного храма на Самаре и по географическому расположению самой местности, и по материальным удобствам во всех отношениях было выгодное и счастливое — народ благоговел к Самаре как к первой казацкой святыне. С увеличением числа служащих при Самарской церкви была учреждена здесь общая школа, где все желающие обучались грамоте и Закону Божию. От всех бурь и невзгод, политических и физических, казаки укрывались в ограду Самарской Палестины, как в надежную и неприступную крепость. В 1602 году при Самарской церкви по счастливой мысли отца-настоятеля, понявшего дух и сердечное настроение казачества, образовался Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. В нем были введены богослужение и молитвословие по уставу горы Афонской, все чины и все порядки строгих общежительных обителей стали правилом и законом для всех насельников монастыря. В монастырь как в единственную молитвенную обитель благоговейно сходились со всех сторон казаки и в простоте сердца молились здесь и учились всему святому и душеспасительному. Оставляя все житейские скорби и печали свои, получали сердечное успокоение и утешение, выходили отсюда в мир, на дело и делание свое со свежими и обновленными силами, с бодрым духом и просветленным взглядом, укрепленные и умудренные во спасение. «Се рай Божий на земле, — так везде и повсюду в полном восторге сердца выражались казаки о Самарском Пустынно-Николаевском войсковом монастыре, указывая тем на высокую святость и благотворность нравственного влияния его на души и сердца казачества. — Се настоящая Палестина наша, се истинный войсковой Иерусалим!»

В 1654 году, после присоединения казаков к православному русскому царству, война, разгоревшаяся между Россиею и Польшею, тяжело отозвалась для всего Запорожья, в том числе и Самарского монастыря, — все постройки в нем после разграбления предали огню. Но уже в апреле 1672 года в возобновленной обители торжественно был освящен вновь отстроенный храм.

Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 годов.
По окончании русско-турецкой войны (1681 г.) для монастыря настал период благоденствия. Расквартированные в Самари казаки и военные еруглярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения».

В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.

В 1690 году монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены.
Еще не один раз монастырь будет уничтожаться, и не один раз восставать из пепла. Так, в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. Однако в 1711 году монастырь был в очередной раз разрушен татарами.
В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.
В 1736 году на Самарчуке было крупное сражение между татарами и запорожцами. Казаки окружили обитель, но взять ее приступом не решились. Под утро осажденные казаки увидели над монастырем лик, похожий на святителя Николая. Необъяснимое чувство повлекло их на молитву в храм. И тут казаки увидели второе чудо — сияние вокруг Самарской иконы Божией Матери. заступницы своей. Радость и отвага наполнила их сердца, они вышли навстречу супостатам и победили. Божия Матерь и святитель Николай не раз еще спасали казаков и монастырскую братию в лихую годину.
В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли.
В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.

После уничтожения Запорожской Сечи в 1780 году монастырь приписан к Киево-Межгородскому монастырю. А в 1791 году его сделали загородной резиденцией Екатеринославских архиереев.
В 1787 году по инициативе известного Кирилла Николаевича Тарловского, которого прозвали «дикий поп», вместо старого деревянного собора был построен новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году — храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму — 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись иконы Божией Матери «Самарская» и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. К сожалению, сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна.

«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 году уже существовал. Храмы монастыря:
1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й -средний — во имя Николая Чудотворца, 2-й — северный — Всех Скорбящих Радости и 3-й — южный — во имя мучеников Кирика и Иулиты;
2-я каменная, однопрестольная — во имя Георгия Победоносца; без колокольни;
3-я деревянная, домовая — во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная.
Все необходимые службы при монастыре имеются.
Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 квадратных саженей земли, из которой 243 десятины и 141 квадратная сажень под дубовым лесом.
Сведения о монашествующих:
— исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования;
— иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования;
-иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования;
— иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 году утвержден ризничным, а в 1901 году — казначеем сего монастыря;
— иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования;
— монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой;
— монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный;
— послушников 5 человек».
Далее, вплоть до 1917 года, исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено.
Но известно, что после революции 1917 года монастырь занимали приверженцы так называемой соборно-епископальной церкви (сторонники архиепископа Григория). В монастыре было 25 послушников.
К середине 20-х годов ХХ века монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось, и в 1930 году обитель закрыли и передали под дом инвалидов. А после Великой Отечественной войны обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир». От прежнего вида монастырских построек не осталось и следа.
После перевода этого заведения в 1960-е годы в другое место в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.
В 1994 году было принято решение о создании на территории интерната женского монастыря. Возрождать мужской по понятным причинам было невозможно. Предполагалось, что соседство с монастырем будет благотворно влиять на воспитанниц интерната, но Божиим Промыслом было предначертано возвратить монастырю его назначение. Насельницы во главе с игуменией Мариной были переведены на восстановление Свято-Тихвинского женского монастыря в город Днепропетровск. А на исконной территории Самарского Пустынного Свято-Николаевского монастыря началось возрождение мужской обители. Больных девочек перевели в другие интернаты. В 2001 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Ириней благословил иеромонаха Досифея (Савелова), служившего здесь настоятелем Свято-Николаевского храма, быть наместником и заниматься восстановлением разрушенного монастырского хозяйства.
Уже выполнены ремонт фасада, замена полов, проводка новых линий электро- и водоснабжения во внутренних помещениях трапезного комплекса. Построены новая просфорная и трапезная для паломников. В трапезном храме устроены алтарь и иконостас, сделана роспись. Серьезные работы проведены по восстановлению подземного храма Кирика и Улиты, который находится под старыми монастырскими постройками. Впечатляют своей монументальностью массивные арочные своды потолков, выложенные из кирпича, и оставшиеся на стенах фрески святых.
Кстати, толщина монастырских стен достигала полутора метров. Выложенные из красного кирпича, выдержавшие не одну осаду, они и сейчас поражают впечатление каждого посетившего монастырь.
Благоустраивается территория, идут работы на приусадебном хозяйстве, заготавливаются продукты и корма для домашних животных на зимний период. Все работы проводятся руками братии и приезжающих в этот живописный уголок паломников, а также прихожан монастыря.

http://www.pravoslavie.ua/

Добавить комментарий